В истории и в обществе технологии и технологические новинки играют большую роль, чем люди готовы признавать. Большинство революций были связаны не прямо, но сложным путём именно с появлением новых гаджетов или с определенной стадией их развития.
Даже вот такая вещь, как Французская революция казалось бы, во-первых, есть такой знаменитый гаджет как гильотина, не маловажная. Брошюра связана с появлением особого типа медиа – быстрой летучей прокламации и брошюры.
Не газеты. Газеты были, журналы были, была энциклопедия, но важно было появление вот такого дешевого, почти ничего не стоящего листка молодого.
Блог – это дешёвая штука. Это важно. Дешёвая и непритязательная. Он удовлетворяет одну из самых глубинных человеческих потребностей – это презентация себя, казавшаяся почти уже невозможной в массовом обществе, где осталось ограниченное количество персонажей, випов. Борьба за вход в этот тесный клуб чудовищная. Каждый стремится задержаться в нем надолго, а все остальные могут только смотреть. Казалось, это уже безнадёжно определившийся тренд. Вдруг появляются блоги.
Ты можешь предаться эксгибиционизму как бы в глобальном формате. Это дико заводит. Но интеллектуальный ли это процесс? Нет, конечно. Я думаю, что это своего рода гормональная встряска в атомарном обществе, в предельно разобщенном атомизированном обществе, где ты, не покидая свои ячейки, можешь предаться необузданной социальности. Потом ты можешь примерять маски, но это было ясно с самого начала, что Интернет открывает возможность смены масок.
Но тут ведь появляется возможность симулятивных действий. Целых симулятивных биографий, причем не выдуманных в качестве литературного сюжета, а продолжаемых, сериалы. Ты действуешь, и на твои действия отзываются, их обсуждают.
Я думаю, что если б в Советском Союзе существовали блоги, то Советский Союз существовал бы и сегодня. Потому что большинству советских интеллигентов просто ничего другого не было б нужно. Это была б предельная форма самовыражения. Возможность обсуждать что-либо, свои собственные узкие идеи в виду других и поглядывая при этом в зеркало на себя.
Но в этом нет ничего плохого, потому что это ведь гормональная терапия. И я не знаю, к чему она приведет. Т.е. возникает какая-то новая витальность, новая эмоциональная витальность. Для меня глубоко отвратительно находиться в аудитории, пускай даже виртуальной, где со всех сторон тебя атакуют полной бессмыслицей, какими-то бессмысленными обвинениями невероятными, которые даже в 37-ом году показались бы чрезмерными.
Устойчивое мое ощущение, что это партсобрание 37-го года – вот эта блогосфера.
Но это ведь бодрит, т.е. тебя уничтожают, тебя смешивают с дерьмом, тебя объявляют врагом нации, человечества и всего светлого и доброго, и в то же время ничего не происходит с тобой. Это может продолжаться. Т.е. это человек учится оборотничать, это важное свойство.
Блог воспитывает оборотня. Не в погонах, там есть и в погонах, конечно, их там, я думаю, вполне достаточно. Но главные совершенно не они. Возникает новый человек, новая световая личность XXI века – оборотень, который учится быть разным. Учится играть собственной личностью. И его поощряют в этом. Учится играть собственной социальностью. Принадлежать к разным сообществам одновременно.
Выглядит это чудовищно, это отвратительно. Но оборотни в принципе - это перспективно. Вообще-то говоря, всемирная история создана оборотнями. И все цивилизации созданы трикстерами, т.е. существами, которые не знают точно, что они такое и могут много раз менять свою идентичность. Поэтому, я думаю, что в эту «землю обетованную» из моего поколения многие уже не войдут. Я не вижу в этом катастрофы. Я вижу в этом какую-то разминку костно-мышечного аппарата, речи и личности перед каким-то другим этапом.
Сама по себе эта разминка, повторяю,никаких культурных преимуществ непосредственно участникам не даст.
И я не верю, что там появятся сегодня или в ближайшее время какие-то удивительные достижения интеллекта, культуры, политики или чего-то еще.
Это параполитика, это парамышление. Это, в конечном счете, еще и инкубатор недоумков, но своеобразных недоумков, активных недоумков, недоумков, у которых карманы набиты обрывками чужих фраз, чужих идеологем, чужих мыслей. Т.е. они это планктон для следующих. Это питательная масса для каких-то обитателей более высоких трафических ниш, которые еще не пришли.
Должны появиться там какие-то китообразные, которые пропустят всё через какой-то еще отсутствующий китовый ус.
И, в этом смысле, это перспективно.
Политик не имеет права обходить эту среду, поэтому Медведев мужественно поступил. Поступил также мужественно как Екатерина II, которая объявила себя «самарской помещицей» в момент, когда бушевал крестьянский бунт. Или президент Кеннеди, который сказал: «Я берлинец» перед лицом Берлинской стены.
Медведев сказал: «Я блоггер». Это не значит, что ему это очень приятно. Он считает, что на это надо идти, через это надо пройти. И он ведет не всю страну, конечно, но ее часть в этом направлении.